Формулирование целей и задач в педагогике

Дорогие друзья!

      Хочу поделиться с вами информацией о грантовой программе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Вместе с коллегами я тоже участвую в этом конкурсе с интересным проектом, о котором я расскажу немного позже.

       Так как, мое первое образование — педагогическое, хочу поделиться с Вами особенностями формулирования целей и задач, которые в педагогике отличаются от постановки целей и задач в других социально-культурных направлениях. Если вы подаете заявку на участие в подобном конкурсе, то знание особенностей педагогической деятельности для Вас будет очень важным. Надеюсь, для многих из Вас это будет полезно не только при подготовке заявки на грант, но и для разработки проектов, связанных с образовательными практиками.

       Формулирование целей в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, потребность педагога в планировании своего труда.

       Умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах определяет характер деятельности, обеспечивает достижение запланированного результата, делает деятельность педагога эффективной.

       Таким образом, необходимо сформулировать:

  1. Цель;
  2. Задачи (не менее трех).

Формулируем цель!

       Цель — это запланированный результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей. Так как большинство соискателей на гранты работают в сфере дополнительного образования, то будем фокусировать внимание на этом направлении.

       Цель может формироваться:

—        для образовательной программы;

—        для каждого уровня подготовки обучающихся, закладываемого в программу (подготовительный, начальный, освоения деятельности, совершенствование деятельности, мастерства);

—        возможно для каждого года обучения;

—        для плана работы педагога;

—        для конкретного занятия;

—        для воспитательного мероприятия.

       Цель должна быть четко сформулирована, реальна, достижима.

       Она должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность, а также быть согласована с конечными результатами.

       В формулировке цели должно быть «ключевое слово» — существительное, например: обеспечение, формирование. Приобщение, создание и т.п.

       Формулируя цели, следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.д. такие формулировки не отражают специфики конкретной программы, а занятия или мероприятия, и могут быть применены к любой программе.

       На просторах ИНТЕРНЕТА я нашел несколько успешных формулировок целей программ и проектов.

Пример названия программыЦели
Образовательная программа клуба организаторов массовых дел «Да здравствует игра!»Реализация и развитие творческих способностей детей в процессе игровой деятельности
Образовательная программа английского клуба «Говорим и поем по-английски»Формирование лингвистической и межкультурной компетенций и развитие обучающихся посредством англо-русской коммуникативной деятельности
Образовательная программа «Эстрадное пение»Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребенка через вхождение в мир музыкального искусства, практического овладения эстрадным мастерством
Образовательная программа театра-студии «Молодой балет»Формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности в процессе освоении я школы классического танца
Образовательная программа «народно-сценический танец»Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии
Образовательная программа школы штурмановСоздание условий для развития лидерского и организаторского потенциала подростков в рамках деятельности СДГО имени Ю.А.Гагарина
Образовательная программа научного общества учащихсяФормирование и развитие системы знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской и научно- практической деятельности в рамках Детской Лесной республики
Образовательная программа «Азбука Смоленского края»Воспитание нравственных и патриотических качеств личности ребенка посредством приобщения его к историческому, культурному и духовному наследию родного края
Образовательная программа «Бисероплетения»Приобщение детей к миру декоративно- прикладного творчества через создание поделок и бижутерии из бисера

Если Вам необходимы цели для конкретного занятия, ведь проект в образовании будет состоять из системных единиц – это урок (практическое занятие, экскурсия и др.), то можно привести следующий примеры:

       Примеры постановки цели:

1.      Объяснение нового материала:

—        формирование нового понятия…;

—        обеспечение усвоения понятий, правил, алгоритма действий;

—        обучение формам работы по проведению…;

—        постановка…

2.      Закрепление материала:

—        применение знаний, умений и навыков в практической деятельности;

—        отработка умений и навыков…

3.      Обобщение материала:

—        обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме…

—        повторение ЗУН, способов деятельности по…

4.      Контрольное занятие:

—        оценка наличия ЗУН (каких?) у обучающихся;

—        контроль за степенью усвоения знаний, умений и навыков;

—        выявление готовности обучающегося к…

Формулируем задачи!

       Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

       В педагогике существуют три типа задач: образовательные, воспитательные, развивающие. Решение этих типов задач должны быть отражены в ваших проектах.

        Задачи должны быть:

1.      Обучающие задачи:

—        развивать познавательный интерес к чему-либо;

—        включить в деятельность;

—        формировать специальные знания , умения и навыки;

—        удовлетворять образовательные потребности;

—        развивать мотивацию к определенному виду деятельности

2.      Воспитательные задачи:

—        формировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру поведения, навыки здорового образа жизни;

—        воспитывать гуманистическое мировоззрение и т.п.

3.      Развивающие задачи:

—        развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;

—        формировать потребность в самопознании, самореализации, творческие способности и задатки

       Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного и соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности, а также в логически выстроенной последовательности.

       В формулировке задач также должно быть «ключевое слово» — глагол, определяющий основное действие (оказать, познакомить, отработать, освоить, организовать и т.п.)

Обновлено: 15.02.2021 — 12:22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *