Дорогие друзья!
Хочу поделиться с вами информацией о грантовой программе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Вместе с коллегами я тоже участвую в этом конкурсе с интересным проектом, о котором я расскажу немного позже.
Так как, мое первое образование — педагогическое, хочу поделиться с Вами особенностями формулирования целей и задач, которые в педагогике отличаются от постановки целей и задач в других социально-культурных направлениях. Если вы подаете заявку на участие в подобном конкурсе, то знание особенностей педагогической деятельности для Вас будет очень важным. Надеюсь, для многих из Вас это будет полезно не только при подготовке заявки на грант, но и для разработки проектов, связанных с образовательными практиками.
Формулирование целей в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, потребность педагога в планировании своего труда.
Умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах определяет характер деятельности, обеспечивает достижение запланированного результата, делает деятельность педагога эффективной.
Таким образом, необходимо сформулировать:
- Цель;
- Задачи (не менее трех).
Формулируем цель!
Цель — это запланированный результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей. Так как большинство соискателей на гранты работают в сфере дополнительного образования, то будем фокусировать внимание на этом направлении.
Цель может формироваться:
— для образовательной программы;
— для каждого уровня подготовки обучающихся, закладываемого в программу (подготовительный, начальный, освоения деятельности, совершенствование деятельности, мастерства);
— возможно для каждого года обучения;
— для плана работы педагога;
— для конкретного занятия;
— для воспитательного мероприятия.
Цель должна быть четко сформулирована, реальна, достижима.
Она должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность, а также быть согласована с конечными результатами.
В формулировке цели должно быть «ключевое слово» — существительное, например: обеспечение, формирование. Приобщение, создание и т.п.
Формулируя цели, следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.д. такие формулировки не отражают специфики конкретной программы, а занятия или мероприятия, и могут быть применены к любой программе.
На просторах ИНТЕРНЕТА я нашел несколько успешных формулировок целей программ и проектов.
Пример названия программы | Цели |
Образовательная программа клуба организаторов массовых дел «Да здравствует игра!» | Реализация и развитие творческих способностей детей в процессе игровой деятельности |
Образовательная программа английского клуба «Говорим и поем по-английски» | Формирование лингвистической и межкультурной компетенций и развитие обучающихся посредством англо-русской коммуникативной деятельности |
Образовательная программа «Эстрадное пение» | Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребенка через вхождение в мир музыкального искусства, практического овладения эстрадным мастерством |
Образовательная программа театра-студии «Молодой балет» | Формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности в процессе освоении я школы классического танца |
Образовательная программа «народно-сценический танец» | Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии |
Образовательная программа школы штурманов | Создание условий для развития лидерского и организаторского потенциала подростков в рамках деятельности СДГО имени Ю.А.Гагарина |
Образовательная программа научного общества учащихся | Формирование и развитие системы знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской и научно- практической деятельности в рамках Детской Лесной республики |
Образовательная программа «Азбука Смоленского края» | Воспитание нравственных и патриотических качеств личности ребенка посредством приобщения его к историческому, культурному и духовному наследию родного края |
Образовательная программа «Бисероплетения» | Приобщение детей к миру декоративно- прикладного творчества через создание поделок и бижутерии из бисера |
Если Вам необходимы цели для конкретного занятия, ведь проект в образовании будет состоять из системных единиц – это урок (практическое занятие, экскурсия и др.), то можно привести следующий примеры:
Примеры постановки цели:
1. Объяснение нового материала:
— формирование нового понятия…;
— обеспечение усвоения понятий, правил, алгоритма действий;
— обучение формам работы по проведению…;
— постановка…
2. Закрепление материала:
— применение знаний, умений и навыков в практической деятельности;
— отработка умений и навыков…
3. Обобщение материала:
— обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме…
— повторение ЗУН, способов деятельности по…
4. Контрольное занятие:
— оценка наличия ЗУН (каких?) у обучающихся;
— контроль за степенью усвоения знаний, умений и навыков;
— выявление готовности обучающегося к…
Формулируем задачи!
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
В педагогике существуют три типа задач: образовательные, воспитательные, развивающие. Решение этих типов задач должны быть отражены в ваших проектах.
Задачи должны быть:
1. Обучающие задачи:
— развивать познавательный интерес к чему-либо;
— включить в деятельность;
— формировать специальные знания , умения и навыки;
— удовлетворять образовательные потребности;
— развивать мотивацию к определенному виду деятельности
2. Воспитательные задачи:
— формировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру поведения, навыки здорового образа жизни;
— воспитывать гуманистическое мировоззрение и т.п.
3. Развивающие задачи:
— развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;
— формировать потребность в самопознании, самореализации, творческие способности и задатки
Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного и соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности, а также в логически выстроенной последовательности.
В формулировке задач также должно быть «ключевое слово» — глагол, определяющий основное действие (оказать, познакомить, отработать, освоить, организовать и т.п.)